
В войну Анатолий Хвостов работал за двоих, а после войны приложил все свои силы, чтобы стать ученым, и добился успеха
В квартире ветерана вооруженных сил Анатолия Яковлевича Хвостова — запах краски и суета. Сегодня должны и дверь новую поставить, и проводку частично заменить. И корреспондент на интервью, и сотрудница ЦСО Печатников, прекрасная Зоя Александровна, пришла проверить, — вдруг это не корреспондентка, а мошенники с целью обмана доверчивого пожилого человека.
(Про такие случаи мы все, увы, слишком часто читаем в новостях). «Ну я же социальная служба!» — пожимает плечами Зоя Александровна. Здорово, что у ветеранов Печатников такие ответственные социальные работники.Ремонт у Анатолия Яковлевича, на самом деле, очень близок к концу. На кухне вся техника новая, стены сияют теплым нежным цветом, поменяли и окна, и те двери, которые нуждались в замене. «Хороший, хороший ремонт! Глава управы приезжал, контролировал!» — рассказывает племянница Хвостова, Надежда Егоровна. Сам Анатолий Яковлевич подытоживает все сказанное одним веским словом: «Хорошо!».
Точные науки — это семейное
Сто с лишним лет назад молодой рязанец Яков Хвостов окончил церковно-приходскую школу. Как гласит семейная легенда, его успехи в учебе так впечатлили школьное руководство, что к окончанию юноше даже подарили памятную книгу, посвященную дому Романовых. Она, к сожалению, не сохранилась — то ли украли, то ли в пожаре сгорела. А Яков всю жизнь отличался недурными способностями к точным наукам и в полной мере передал их сыну, Анатолию.
Толик родился 3 января 1927 года. Ему ученье далось непросто. Но не потому, что не хватало способностей. А просто на его школьные годы пришлась война.
Подросток работал на полях колхоза в селе Ягодном Рязанской области, как взрослый, а то и за двоих. Ещё в годы войны ему была присуждена медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941—1945 гг.».Хотя для школьников в годы войны была броня, аттестат о среднем образовании Анатолий не получил. Окончил девять классов и в 1944 году вместе с приятелем рванул поступать в Черниговскую школу пилотов.
Не задалось, как хотелось. Ребята, конечно, мечтали стать боевыми летчиками, защищать страну от фашистов, освобождать родину. Но в конце войны лётчиков было уже достаточно и друзей направили в школу механиков. В конце войны Анатолий работал на оборонных предприятиях, производящих боеприпасы для фронта.
Среднее образование — со всей России!
После войны Анатолий служил в авиационном полку механиком. Был переведен в Тбилиси и здесь начал посещать вечернюю школу. Тем временем его вместе с сослуживцами направили в Курск, чтобы получить новый самолет. По вечерам было свободное время. Вместо прогулок с девчатами упорный молодой человек выбрал учебу: договорился посещать вечернюю школу, сдавал контрольные работы. К счастью, директор школы в Курске, Софья Андреевна, пошла навстречу. Перед отъездом Анатолий взял справку об окончании четверти. Еще одна служебная остановка была в Ростове. Здесь Анатолий продолжает учебу! Школу он закончил все-таки в Тбилиси, по основному месту службы.
В итоге Анатолий Хвостов, кроме средней школы, окончил 2-ю московскую военно-авиационную школу (1946 г.), ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского (1956), адъюнктуру ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского. Он автор более 80 научных трудов, трёх изобретений, награжден 11 медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги». И хотя Анатолий Яковлевич никогда не рассказывал дома о своей работе, истрепанные тома по высшей математике и другим точным дисциплинам на книжных полках наглядно подтверждают его высокий интерес к науке.
Как выучить грузинский
Вспоминая, как непросто дался ему аттестат о среднем образовании, Анатолий Яковлевич рассказывает еще, как выучил грузинский. Даже сдал его на пятерку! К сдаче экзаменов в школе он уже хорошо научился говорить, потому что много общался с местными жителями. Хотя сейчас и позабыл уже этот красивый язык.
А началось освоение с того, что… самолет развалился на две части. Летчик утверждал, что проблема в конструкции. Конструкторы доказывали, что все дело в ошибке пилота. К счастью, никто серьёзно не пострадал: летчика со штурманом выбросило вперед, они попали в топкое место. Стрелок-радист и стрелок упали назад — один вниз головой, другой ногами. Летчик, к слову, потом продолжил летать, а вот стрелок получил сотрясение и в итоге комиссовался. Анатолий Яковлевич принял участие в разборе самолета, как механик по электрооборудованию авиационного полка. Заодно и грузинский прокачал. Может быть, тогда в нем зародился интерес к точности: закончив факультет электрооборудования самолетов, Анатолий Яковлевич продолжает службу в научно-исследовательских подразделениях Министерства обороны, а после защиты диссертации его назначают на должность старшего офицера метрологической службы МО.
Фашистам выдали сполна!..
Анатолий Хвостов трудился до последнего. Как говорили в семье, он был женат на армии и не нашел времени на личную жизнь. Уволившись из рядов Вооруженных Сил в звании подполковника в отставке, Хвостов несколько лет работал на авиационном предприятии, принимал участие в создании флагмана дальней авиации ТУ-160. Участвовал в работах по электроавтоматике ракет класса «воздух-воздух», затем преподавал метрологию, стандартизацию и сертификацию вооружения и военной техники на кафедре метрологии — пока не попал в больницу с инсультом. При этом пронес через всю свою жизнь огромную любовь к поэзии и сам иногда писал стихи, а сейчас с удовольствием читает их вслух: про войну, про «Артек», про Юрия Гагарина. К юбилею племянник Анатолия Яковлевича сверстал его стихи в виде памятного альбома:
Парад 7 ноября 1941 года
… Когда от западной границы
Катил войны кромешный ад,
На Красной площади столицы
Суров был праздничный парад.
То было в грозном 41-м
Тревожном, огненном году
Когда лишь мы смогли наверно
Сдержать фашистскую орду
От стен Кремля, от Мавзолея
Солдаты шли к передовой
Ни капли крови не жалея
Они вступали сходу в бой
Ценою жизни те солдаты
Свою столицу сберегли
Ее, о люди, бесноватый
Хотел стереть с лица земли.
Нет, не дано в долгу бывать нам
Фашистам выдали сполна.
Был сорван замысел «Тайфуна»
Иной увиделась война.
Мы не нарушили традиций.
Презрев войны кромешный ад.
На Красной площади столицы
Прошел торжественный парад.
Свежие комментарии